ЛИШНИЙ ВЕС РЕБЁНКА – НАСКОЛЬКО ОН КРИТИЧЕН ПРИ ЗАНЯТИЯХ ХОККЕЕМ?

ЛИШНИЙ ВЕС РЕБЁНКА – НАСКОЛЬКО ОН КРИТИЧЕН ПРИ ЗАНЯТИЯХ ХОККЕЕМ?
В возрасте 7–11 лет лишний вес в хоккее ни в коем случае не является приговором, но он может быть существенно ограничивающим фактором, если мешает формированию базовых игровых качеств. Критичен он не сам по себе, а через то, как влияет на движение, координацию и психологию ребёнка.
Первое и главное - влияние на механику движения.
В этом возрасте ребёнок только формирует стойку, баланс, перенос веса, работу на рёбрах лезвий коньков. Лишний вес смещая центр массы, усложняет его удержание, пытается деформировать игровую стойку делая движения ребёнка более «энергозатратными», а значит энергетически, более дорогостоящими. Ребёнок быстрее устаёт, чаще выпрямляется, хуже контролирует торможения и повороты. В результате он может выглядеть «медленным» или «неловким» (неуклюжим), хотя проблема вовсе не в таланте, а в биомеханике.
Второй аспект - скорость обучения.
Дети с лишним весом обычно осваивают новые движения медленнее, потому что нервной системе сложнее управлять телом с большей инерцией. Это не означает, что они не смогут научиться, - это лишь означает, что им нужно больше времени и грамотно построенных условий. Если тренер или среда требуют «успевать за всеми», ребёнок начинает это требование компенсировать - суетиться, напрягаться, упрощать, избегая сложных элементов. Вместо того, чтобы тревожиться и «бить в набат», ребёнку важно фокусироваться на качестве движения, а не на его скорости, развивать опорные качества, координацию, работу стопы и корпуса, использовать в своей подготовке множество игровых и вариативных форм, а не «беспонтово бегать кроссы», с целью сбросить вес.
Третий фактор — психологический.
В 7–11 лет дети начинают сравнивать себя с другими своими сверстниками. Если ребёнок с лишним весом постоянно проигрывает в скорости, реже получает игровое время и чаще слышит замечания, это быстро формирует у него установку: «я хуже», «это не моё». Поэтому именно психологический фактор «отстранения от процесса» является едва ли не основным фактором потери «вовлечённости», и он куда как опаснее, чем любые физические ограничения.
При этом важно учитывать и обратную сторону этой «медали».
В этом возрасте вес - это крайне нестабильный показатель. Многие дети «вытягиваются» позже, меняется пропорция тела, резко улучшается координация. В истории хоккея огромная масса примеров, где в 8–10 лет «тяжёлые» дети к 12–14 становились мощными, устойчивыми и максимально эффективными игроками. Поэтому любые жёсткие выводы в этом возрасте методически неверны. Снизить массу тела, можно установив грамотную последовательность между сном, питанием, тренировками, и образом жизни вне льда. Без какого бы то ни было давления со стороны родственников или друзей, без разного рода «неловкости», и уж тем более «стыда».
Чтобы сделать ключевой вывод, важно понимать, что в 7–11 лет лишний вес, это временный фактор среды, а не показатель потенциала ребёнка. Он становится проблемой только тогда, когда мешает юному хоккеисту качественно двигаться, спокойно учиться и сохранять устойчивый интерес к хоккею. Если эти три условия сохранены, развитие более чем вероятно, хотя оно и идёт с достаточно «далеко» отложенным эффектом.

